Энергетическая стратегия Якутии открывает новые горизонты.

Разработан проект энергетической стратегии Якутии на период до 2030 г., получивший поддержку на совещании у президента республики 29 июля, сообщила прессс-лужба "Якутскэнерго" со ссылкой на ЯСИА. Новый стратегический документ направлен на динамичное развитие экономики и качественное повышение уровня жизни населения. Три научных учреждения работали над фундаментальным проектом, насчитывающем около 600 страниц.

Его представил на совещании с участием председателя правительства республики, его заместителей, министров, руководителей предприятий и ведомств председатель ЯНЦ СО РАН доктор технических наук, директор Института проблем нефти и газа СО РАН Александр Софронов. Возглавляемый им институт является основным разработчиком этого документа. Соисполнители — институты СО РАН: систем энергетики им Л. А. Мелентьева (г. Иркутск) и физико-технических проблем Севера (г. Якутск).

В долгосрочной стратегии, которая не является догмой, и, по словам президента, должна обновляться каждые пять лет, конкретизированы цели и задачи энергетической политики республики, одна из которых - это снятие инфраструктурных ограничений развития экономики на региональном уровне. Она разработана на основе стратегических приоритетов социально-экономического развития Якутии, соседних регионов, требований энергетической безопасности, надежного топливного обеспечения, концептуальных положений разрабатываемой «Энергетической стратегии России на период до 2030 года», сказал Софронов.

В ней учтены все программные документы по развитию экономики, ТЭК РС(Я), Дальнего Востока и Забайкалья. В числе приоритетов — скорейшее широкомасштабное освоение углеводородных ресурсов, создание нефте-, газоперерабатывающей и газохимической промышленности, реализация республиканской программы газификации, проекта освоения уникального Эльгинского месторождения для удовлетворения потребности отечественной металлургии, внутреннего и международного рынков коксующихся и энергетических углей, увеличение экспортных поставок топливно-энергетических ресурсов в страны Северо-Восточной Азии.

Разработчики стратегии сформировали два сценария развития ТЭК РС(Я) до 2030 года — стратегический и умеренный.Первый ориентирован на высокие темпы развития производительных сил республики. Второй рассчитан на пониженные темпы производства. По каждому сценарию развития предусмотрены прогнозные цифры увеличения добычи угля, природного газа, нефти, производства электроэнергии. Для обеспечения прогнозируемых уровней электропотребления запланирован ввод крупных системных источников электроэнергии: Канкунской ГЭС, Нижне-Тимптонской, новых блоков Нерюнгринской ГЭС, других объектов и линий электропередач, общая протяженность которых оценивается в 6 тыс. км.

В стратегии сказано о том, как будут развиваться все отрасли ТЭК, например, малая энергетика, теплоэнергетика и тепловое хозяйство, угольная промышленность, нефтегазовый комплекс, сколько потребуется на это капитальных вложений, какие есть риски и механизмы ее реализации, которые предполагают экономические, инвестиционные, организационные и другие меры, включая налоговое регулирование, бюджетную, ценовую и тарифную политику.

У президента и председателя правительства республики были к докладчику вопросы, которые носили философский и практический характер. Например, зачем поставлять на экспорт сравнительно дешевый газ, а у себя сжигать далеко недешевый каменный уголь, добычу которого нужно наращивать. Почему качество жизни разработчики характеризуют таким показателем, как обеспечение жильем, которого, скажем, в Японии катастрофически не хватает, хотя уровень жизни в этой стране один из самых высоких.

Глава республики Вячеслав Штыров высказал свою точку зрения по многим объектам элетроэнергетики и предложил разработчикам еще раз подумать над тем, что лучше строить, Якутскую ГРЭС-2, которая окутает тепловыми сетями весь город, или новые ЛЭП. Он был согласен с премьером Егором Борисовым в том, что нужно разработать целый раздел по энергосберегающим ресурсам, «замкнуть» стратегию не только на республику, но и другие субъекты ДФО, например, Магаданскую область, Приморский край. Это поможет придать ей общенациональное значение и привлечь к ее осуществлению федеральные и региональные органы исполнительной власти.